yeisk-good.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности

Категории налогоплательщиков установленные налоговым кодексом рф


Категории налогоплательщиков установленные налоговым кодексом рф

Оглавление:

  • Классификация налогоплательщиков: цель и задачи (Копина А.А.)
  • Налоговое право
    • Категории налогоплательщиков (п. 1 ст. 221 НК РФ):

Классификация налогоплательщиков: цель и задачи (Копина А.А.)


Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 17.10.2016Определение налогоплательщика является ключевым для налогового права. С одной стороны, именно лица, определяемые как налогоплательщики, несут основную фискальную нагрузку, уплачивают налоги путем отчуждения принадлежащего им имущества, тем самым финансово обеспечивая деятельность государства и муниципального образования. С другой стороны, без конкретизации субъекта налога невозможно установить соответствующий налог, а значит, ключевая обязанность, предопределяющая существование налогового права, — уплата налога — без закрепления этого понятия не может быть исполнена.

Согласно философскому словарю классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.) . Ценность любой классификации заключается в том, что она дает возможность, с одной стороны, составить общее представление об изучаемом явлении, объекте, предмете, поскольку нам необходимо выявить общее (родовое понятие), позволяющее объединить изучаемые предметы в единое целое, а с другой стороны, конкретизировать наше знание об исследуемом объекте, так как в процессе классификации будут выделяться особенности изучаемого предмета (объекта и т.д.).——————————— Философский словарь / Под ред.

И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. Классификация налогоплательщиков необходима в целях уяснения сущности изучаемого понятия путем выявления общего родового определяющего признака субъектов, относящихся к данной категории, а затем разделения его на виды в зависимости от различных оснований (критериев).Целью выработки научно обоснованной классификации налогоплательщиков является достижение необходимого баланса между фискальными интересами государства и частными интересами субъекта, без которого невозможна реализация принципа, согласно которому при установлении налогов необходимо учитывать фактическую способность к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).Можно предположить, что классификация налогоплательщиков позволит решить следующие задачи:1.

Отделить налогоплательщиков от других субъектов налоговых правоотношений, например от налоговых агентов.

Одна и та же организация может одновременно быть как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, в этой связи важно не смешивать эти понятия.Исходя из определения, данного в ст.

19 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве основополагающего признака, позволяющего объединить субъектов налоговых правоотношений в одну категорию «налогоплательщик», является возложенная на него обязанность по уплате налога.Важно отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации различает понятия «уплата налога» и «перечисление налога».Так, применительно к налогоплательщику применяется термин «уплата налога», а к налоговому агенту — термин «перечисление налога». Притом что фактически действия, осуществляемые данными лицами по обеспечению поступления исчисленной суммы налога в бюджет, могут и не отличаться, тем не менее именно наличие обязанности по уплате налога является ключевым для определения налогоплательщика. В ст. 44 НК РФ определяются основания для возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога.

В ст. 58 НК РФ определяется порядок уплаты налога. Исходя из системного толкования ст. ст. 44 и 58 НК РФ можно отметить, что уплата налога и обязанность по уплате налога не являются синонимами. Уплата налога является одним из способов прекращения налоговой обязанности, конечной стадией исполнения налоговой обязанности.
Уплата налога является одним из способов прекращения налоговой обязанности, конечной стадией исполнения налоговой обязанности. Основная обязанность налогового агента состоит из трех элементов: исчисление налога, удержание у налогоплательщика и перечисление в бюджет.Однако в последнее время намечается тенденция переложения обязанностей налогоплательщика на налогового агента в случаях, когда налоговые органы не имеют возможности взыскать налог непосредственно с налогоплательщика, поскольку тот не стоит на учете в налоговых органах.В п.

2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

были разъяснены права и обязанности налогового агента.

В данном пункте судьи пришли к весьма неожиданному выводу, в соответствии с которым порядок исполнения обязанностей налогового агента зависит от категории налогоплательщика. Было выделено два вида налогоплательщиков: администрируемые налоговыми органами и не администрируемые налоговыми органами.

Судьи отметили, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога, в связи с неучетом данного иностранного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. В остальных случаях взыскание налога с налогового агента возможно только в случаях, когда он удержал сумму налога у налогоплательщика, но не перечислил ее в бюджет.Опуская вопрос дискриминационности такого подхода по отношению к организациям — налоговым агентам, осуществляющим выплаты иностранным лицам, попытаемся ответить на вопрос: можно ли считать налоговую обязанность налогоплательщика исполненной в данном случае? Налог, исчисленный налоговым органом, не был удержан у налогоплательщика, не уплатил налог и сам налогоплательщик, поэтому полагаем, что налоговая обязанность иностранного лица не прекращается.

Данная выплата налогового агента носит скорее штрафной, а не налоговый характер.2. Реализовывать принципы учета фактической способности к уплате налога и запрета на дискриминацию при установлении налогов.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О, принцип равенства не исключает возможности установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Из приведенной правовой позиции, имеющей общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений следует, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для различных категорий субъектов налогообложения, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики налогооблагаемой базы и особенности указанных субъектов как плательщиков налогов.——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г.

N 949-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Антона Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации»

// Документ опубликован не был.

СПС «КонсультантПлюс». Понятие налогоплательщика является общим родовым, оно конкретизируется применительно к каждому налогу, выделяют плательщиков налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и т.д.

Данные группы налогоплательщиков также подлежат делению.

Так, среди плательщиков налога на доходы физических лиц выделяют налоговых резидентов и нерезидентов, отнесение лица к той или иной категории приводит к уточнению их объекта налогообложения и выбору соответствующей ставки.Согласно ст.

207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.В связи с присоединением Крымского полуострова к Российской Федерации в 2014 г.

возник вопрос о резидентном статусе лиц, которые там проживали. Согласно п. 2.1. ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами в 2015 г. признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г.
признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.Так, согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением некоторых доходов, например дивидендов.

Либо отдельными категориями иностранных граждан, к которым относятся высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, которые работают в Российской Федерации на основе патента. Данные налогоплательщики уплачивают налоги с доходов от их трудовой деятельности по ставке 13%, как и резиденты Российской Федерации.

Налоговая ставка относится к основным элементам юридической конструкции налога и как элемент налогообложения является своего рода отображением реализации принципа соразмерности и справедливости налогообложения .

Кроме того, различается и объект налога для налогоплательщика — физического лица, являющегося резидентом России, им будет доход, полученный от источников как в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами, в то время как для нерезидента объектом налогообложения будет только доход, полученный от источников в Российской Федерации.——————————— Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014.

Таким образом, классификация позволит обоснованно выделять категории налогоплательщиков для установления дифференцированного подхода в их налогообложении. В п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации отмечено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Научный подход в выделении оснований для классификации налогоплательщиков позволит избежать дискриминации при установлении налогов.Так, можно согласиться с тем, что в части правового регулирования НДФЛ содержатся дискриминационные положения применительно к гражданам России , которые даже если будут соответствовать критериям высококвалифицированного специалиста и будут наняты на работу российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, должны будут подтверждать свой статус резидента или в противном случае уплачивать налоги с доходов по ставке 30%, для них подобных исключений из правил не предусмотрено.——————————— См.: Казакова Т.В.

Особенности налогообложения иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации // Газета «Налоги». 2016. N 4. 3. Обоснованно устанавливать налоговые льготы.

Вытекающим из предыдущего тезиса является и возможность обоснования установления тех или иных льгот для отдельных категорий налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Рекомендуем прочесть:  Пояснение на требование в налоговую о расхождениях образец

Таким образом, при установлении льготы необходимо определить и выделить категорию налогоплательщиков, которые смогут ее применять. Проблемы с определением данной категории могут вызвать большое количество споров и привести к невозможности применения льготы лицами, для которых она предназначалась .

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 22 января 2015 г. N 03-11-10/69516, применительно к возможности установления нормативными актами субъектов Российской Федерации дифференцированной ставки по упрощенной системе налогообложения в случаях, когда лицо выбирает объект налогообложения «доходы минус расходы», из сущности понятия «категория налогоплательщиков» следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях. Такие признаки (свойства) должны быть сформулированы в акте законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах таким образом, чтобы не допускалось их произвольное толкование и налоговые органы имели возможность проверки на предмет соответствия налогоплательщика установленной категории.——————————— См.

подробнее: Копина А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков: Сборник трудов РАЮН. 2014. Т. 1. С. 949. Показательной является практика, которая сложилась в судах общей юрисдикции в связи с порядком применения п. 5 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп.

3 и 4 п. 1 ст. 220 Кодекса, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации, в частности, квартиры, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи, в частности квартиры, совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст.

105.1 Кодекса.Так, судьи Верховного Суда Республики Карелии пришли к выводу о том, что если отношения между истицей как покупателем и ее родной сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты сделки купли-продажи квартиры, то несмотря на взаимозависимость лиц они не лишаются права на вычет.В частности, суд указал, что между сторонами купли-продажи квартиры реально произведены расчеты за проданное имущество, цена квартиры сторонами не завышена.
105.1 Кодекса.Так, судьи Верховного Суда Республики Карелии пришли к выводу о том, что если отношения между истицей как покупателем и ее родной сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты сделки купли-продажи квартиры, то несмотря на взаимозависимость лиц они не лишаются права на вычет.В частности, суд указал, что между сторонами купли-продажи квартиры реально произведены расчеты за проданное имущество, цена квартиры сторонами не завышена. Письменные документы свидетельствуют о том, что истица располагала достаточными денежными средствами для приобретения квартиры у своей сестры за обусловленную договором купли-продажи цену.

Договор купли-продажи квартиры, заключенный истицей со своей сестрой, соответствует действующему законодательству, мнимой или притворной сделкой не признан. Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя имущества, не имеется.

Напротив, экономический результат сделки достигнут, право собственности зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке.

Указанные факты ответчиком не оспаривались.Судебная коллегия полагает, что поскольку лишение налоговой льготы истицы произведено налоговым органом по формальным основаниям, без учета того обстоятельства, что ею не допущено злоупотребления правом, родственные отношения не повлияли на экономический результат заключенной сделки, то лишение истицы права на получение налоговой льготы по указанной сделке противоречит принципу равенства всех перед законом, правилам равного и справедливого налогообложения.При таких обстоятельствах вывод суда о том, что родственные отношения между истицей как покупателем квартиры и ее сестрой как продавцом не оказали влияния на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки купли-продажи, является законным и обоснованным. Представленные доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что сделка между истицей и ее сестрой носила реальный характер, в связи с чем судом правильно удовлетворены исковые требования .——————————— Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 16 ноября 2012 г. по делу N 33-3311/2012. Схожие позиции содержаться в: Апелляционном определении Свердловского областного суда от 3 июня 2015 г.

по делу N 33-7538/2015, Апелляционном определении Челябинского областного суда от 27 апреля 2015 г.

по делу N 11-4013/2015, Апелляционном определении Свердловского областного суда от 11 февраля 2015 г.

по делу N 33-1951/2015. В противовес этому делу можно привести иное решение, в котором суд, напротив, указывает, что отношения родства без учета реальности сделки лишают лицо право на вычет.В данном Определении было указано, что в ходе выездной налоговой проверки установлено, что стороны по сделке (И.П. и И.) состоят в отношениях близкого родства, являются отцом и сыном. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспорено, подтверждается также ответом органа записи актов гражданского состояния Таврического района Министерства государственно-правового развития Омской области, свидетельством о рождении И.В данном случае федеральный законодатель прямо установил, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого помещения совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, к которым отнесены родители и дети.В данной связи и поскольку сделка по приобретению недвижимости совершена между И.П.

и И., являющимися взаимозависимыми лицами, независимо от условий и экономических результатов заключенной сделки, а также независимо от реального характера понесенных расходов, оснований для получения имущественного налогового вычета у И. не имелось .——————————— Апелляционное определение Омского областного суда от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-6867/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичное мнение содержит Апелляционное определение Омского областного суда от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-8060/2014. К похожему заключению пришел и Верховный Суд Республики Татарстан, указавший, что утверждение М.Т. об отсутствии взаимозависимости между сторонами сделки не имеет правового значения.
об отсутствии взаимозависимости между сторонами сделки не имеет правового значения. Налоговое законодательство не требует предоставления доказательств инспекцией о наличии взаимозависимости между сторонами сделки.

Для отказа в предоставлении имущественного налогового вычета достаточно наличия родственных связей между сторонами сделки .——————————— Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2011 г.

по делу N 33-14052/11 // СПС «КонсультантПлюс». Таким образом, одни судьи полагают, что сам факт отнесения лиц к одной из перечисленных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ категорий налогоплательщиков — взаимозависимых лиц, уже сам по себе является основанием для отказа в применении льготы.Другие судьи, напротив, считают необходимыми комплексно исследовать отношения, которые возникли между лицами, для того, чтобы определить: существуют ли между ними отношения, определенные в п.

1 ст. 105.1, полагая, таким образом, что п. 2 ст. 105.1 указывает на категории лиц, между которыми такие отношения возможны, но не обязательно существуют.4.

Определять порядок налогообложения.

Порядок уплаты налога налогоплательщиками — физическими лицами зависит от того, к какой категории они относятся. Например, выделяют налогоплательщиков — физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не являющихся индивидуальными предпринимателями, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, нотариусов, занимающихся частной практикой. Данные лица являются плательщиками налога на доходы физических лиц, однако порядок расчета этого налога для них будет различаться.

Так, физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, и лица, учредившие адвокатский кабинет или являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, исчисляют и уплачивают налог самостоятельно, кроме того, они вправе применить профессиональные вычеты.

На этом основании возникла проблема, когда этих лиц пытались объединить в одну группу для целей налогообложения , однако деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательской по своей сути, что требуется учитывать при определении, например, составов расходов и доходов.——————————— В связи с отнесением в 2003 г.

нотариусов и адвокатов к индивидуальным предпринимателям произошла большая путаница в практике деятельности налоговых органов. Возник ряд вопросов, связанных с распространением налогового режима, предусмотренного для индивидуальных предпринимателей, на адвокатов и нотариусов, вот только непонятно, распространяются ли на частнопрактикующих нотариусов упрощенная система налогообложения, допустимые профессиональные вычеты, какие расходы не включаются в состав затрат нотариальной и адвокатской деятельности (расходы на рекламу, взносы в нотариальную палату, оказание бесплатной помощи гражданам) и т.д.

Возник ряд вопросов, связанных с распространением налогового режима, предусмотренного для индивидуальных предпринимателей, на адвокатов и нотариусов, вот только непонятно, распространяются ли на частнопрактикующих нотариусов упрощенная система налогообложения, допустимые профессиональные вычеты, какие расходы не включаются в состав затрат нотариальной и адвокатской деятельности (расходы на рекламу, взносы в нотариальную палату, оказание бесплатной помощи гражданам) и т.д. Судебная практика была весьма разнородной в зависимости от региона. Конституционный Суд также не внес ясности в решение этого вопроса, отписав в Определении, что отождествление нотариусов и предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, предназначенное для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г.

N 116-О // СЗ РФ. 2002. N 29.

Ст. 3007). Прислушавшийся к шквалу критики законодатель внес в 2006 г. изменения и исключил нотариусов и адвокатов из определения индивидуальных предпринимателей, однако проблемы, связанные с особенностями их деятельности при исчислении НДФЛ, частично остались. Для организаций Налоговым кодексом также введены особые категории налогоплательщиков, порядок уплаты налога у которых отличается.

Например, среди плательщиков налога на прибыль выделяют особую категорию налогоплательщиков — консолидированную группу налогоплательщиков, которой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. В отличие от предыдущего примера выделение данной категории налогоплательщиков имеет четкие правовые последствия, детально изложенные в Кодексе.5. Увеличить эффективность налогового контроля за счет выделения групп налогоплательщиков с наиболее высоким уровнем риска нарушения законодательства о налогах и сборах либо высокой степенью общественной опасности совершаемых налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах (например, крупнейшими налогоплательщиками).

Рекомендуем прочесть:  Фнс 2 по белгородской области

На эффективность налогового контроля влияет правильный выбор форм и методов налогового контроля, который должен учитывать соотношение степени ущерба государству от невыполнения законодательства о налогах и сборах и затрат государства, которые оно вынуждено будет осуществить для их реализации. Выбор того или иного вида налогового контроля зависит от ряда факторов, которые свидетельствуют о наличии высоких рисков нарушения законодательства о налогах и сборах.

Уровень риска может выделяться исходя из таких критериев, как вид деятельности, которой занимается лицо, вид налогоплательщика и т.д. .——————————— См.

подробнее: Копина А.А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право. 2014. N 10. С. 7 — 13. 6. Устранение возможных коллизий путем систематизации видов налогоплательщиков.

В Налоговый кодекс Российской Федерации за последнее время внесено большое количество изменений и дополнений, вводящих новые институты налогового права (взаимозависимые лица, консолидированная группа налогоплательщиков, контролируемая иностранная компания и т.д.), предполагающие появление специальных прав и обязанностей для налогоплательщиков, что требует систематизации видов налогоплательщиков, в том числе и в целях выявления и устранения возможных коллизий.Это лишь часть примеров, которые можно было бы привести, но даже они позволяют утверждать, что в современной действительности созрела большая необходимость разработки классификации налогоплательщиков, выработки критериев для классификации, закрепления некоторых итогов проведенной классификации в законах путем установления критериев отнесения налогоплательщиков к определенным категориям, а также введения особенностей правового положения для выделенных категорий, что будет способствовать реализации принципа определенности налоговых норм, улучшению юридической техники, совершенствованию механизмов налогообложения. Литература 1. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 949-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Антона Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации»

// Документ опубликован не был.

СПС «КонсультантПлюс».2. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // СЗ РФ. 2002. N 29.

Ст. 3007.3. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред.

И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014.4. Копина А.А. Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков: Сборник трудов РАЮН. 2014. Т. 1.5. Копина А.А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право.

2014. N 10. С. 7 — 13.6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Налоговое право

Налогоплательщик (субъект налогообложения) — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст.

19 части первой НК РФ). Таким образом, самое общее деление плательщиков на группы — это деление на налогоплательщиков — физических лиц и налогоплательщиков-организаций (схема И-4).

До принятия НК РФ законодательство РФ о налогообложении признавало в качестве налогоплательщиков не только юридические лица, но и их филиалы, обособленные подразделения, обладающие отдельным счетом, составляющие бухгалтерский баланс, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Это объяснялось необходимостью обеспечить поступление налогов в региональные и местные бюджеты не только по местонахождению головного офиса организации, но и по месту расположения филиалов и подразделений. Таким образом, одно юридическое лицо оказывалось разделенным на несколько самостоятельных налогоплательщиков.

Это влекло установление новых норм, регламентирующих налоговые последствия движения денег и материальных средств между такими налогоплательщиками. В результате законодательство становилось все более казуистичным, не отвечающим потребностям развития экономики. В Налоговом кодексе Российской Федерации под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица.

Порядок распределения налоговых платежей между бюджетами различных территорий, на которых юридическое лицо ведет деятельность через расположенные там филиалы и иные обособленные подразделения, устанавливается применительно к конкретным налогам.

Помимо российских юридических лиц плательщиками налогов в РФ при определенных обстоятельствах могут быть также иностранные организации: юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. В законодательстве многих зарубежных стран группа предприятий — самостоятельных юридических лиц, связанных между собой организационно, финансово и технически, может рассматриваться как консолидированный налогоплательщик. Это объясняется тем, что, во-первых, в условиях специализации производства итоговый результат может быть получен на стадии реализации готового продукта, а во-вторых, внутри такой группы существует множество вариантов планирования налоговых платежей, поэтому налогообложение отдельных участников группы может оказаться неэффективным.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» предусматривает, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров (работ, услуг), могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 13). Однако до настоящего времени налоговое законодательство не установило конкретных правил образования и деятельности консолидированного налогоплательщика.

Этот вопрос рассматривается в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Консолидированными налогоплательщиками могут быть не только юридические, но и физические лица.

Например, законодательство США предусматривает право супругов представлять совместную декларацию о доходах. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения.

Проект части второй НК РФ не предусматривает такого варианта налогообложения в России. Наличие организационных и родственных связей налогоплательщиков НК РФ учитывает в ином аспекте. Статьей 20 части первой Кодекса введено понятие «взаимозависимые лица».

Ими признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Кодекс указывает на такие отношения: одно лицо непосредственно или косвенно участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В перечисленных случаях лица признаются взаимозависимыми в силу закона.

Однако таковыми лица могут быть признаны и решением суда, когда имеются доказательства, что они находятся под контролем третьего лица либо лицо каким-либо образом контролируется другим.

Например, два дочерних предприятия одного юридического лица могут быть признаны взаимозависимыми, несмотря на то что ни одно из них не участвует в имуществе другого. Результаты сделок между взаимозависимыми лицами оцениваются с учетом особых правил, установленных ст. 40 части первой НК РФ (схема 11-4).

Из общего круга налогоплательщиков — организаций и физических лиц выделяют по различным основаниям отдельные категории. Это выделение вводится, как правило, в целях предоставления налоговых льгот, а также установления различных форм и методов налогообложения.

Статья 56 части первой НК РФ устанавливает, что льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут быть индивидуальны. Критерии выделения категорий налогоплательщиков не произвольны.

Они выбираются с учетом принципов равного налогового бремени, всеобщности налогообложения. Статья 3 части первой НК РФ устанавливает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Указанные факторы не могут лежать в основе выделения категорий налогоплательщиков.

Критериями могут служить лишь экономические основания, учитывающие имущественное состояние налогоплательщика, перспективы его развития, особенности ведения бизнеса и др.

В отношении налогоплательщиков — физических лиц наиболее значимым является деление на лиц, имеющих статус предпринимателей, и лиц, не имеющих такого статуса. Законодательство устанавливает различный порядок учета этих налогоплательщиков, ведения ими учета результатов своей деятельности, расчета налоговых обязательств, составления и представления отчетности. В группе налогоплательщиков-организаций необходимо выделить категории российских и иностранных организаций.

Законодательство, учитывая интернациональный характер бизнеса иностранных организаций, ограниченные возможности налогового контроля их деятельности, устанавливает особый порядок подсчета их прибыли и доходов, специфические методы перечисления налогов в бюджет и др. На выбор форм и методов налогообложения оказывает влияние также вид деятельности налогоплательщика. Законодательство выделяет сферы предпринимательской деятельности, в которых затруднен контроль за объемом получаемых доходов.

Это, как правило, деятельность по оказанию бытовых услуг, розничная торговля и некоторые другие виды деятельности с высоким оборотом наличных денег. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г.

№ 148-ФЗ

«О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с юридических лиц и предпринимателей указанной категории не взимается большинство федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Они заменяются единым налогом на вмененный доход. Такое отличие метода налогообложения позволяет выделить особую категорию налогоплательщиков — субъектов единого налога на вмененный доход. Виды деятельности юридического лица определяют и виды уплачиваемых этим лицом налогов.

Так, предприятия игорного бизнеса уплачивают налог на игорный бизнес; предприятия сырьевых отраслей уплачивают специфичные для них налоги на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов; экспортеры и импортеры уплачивают таможенные пошлины и сборы. Предприятия отдельных отраслей могут создавать самостоятельную категорию налогоплательщиков в тех случаях, когда есть основания говорить о существенных отличиях форм и методов налогообложения.

Так, у предприятий сырьевых отраслей значительная доля доходов изымается в виде рентных налогов, учитывающих объективные факторы хозяйствования, не зависящие от самого налогоплательщика: более богатое месторождение, удобное месторасположение объекта добычи и др. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Категории налогоплательщиков (п. 1 ст. 221 НК РФ):

— индивидуальные предприниматели;- частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (с 01.01.2007 Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ)Размер вычета, норматив затратСостав расходовВ сумме фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного нормативаОпределяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.

Поиск
Популярное:
  • Сборка и установкв тканевых ролетов от польского производителяСборка и установкв тканевых ролетов от польского производителя
  • Налоговая пушкино московской области гусева ольгаНалоговая пушкино московской области гусева ольга
  • Справки для получения налогового вычета при покупке квартирыСправки для получения налогового вычета при покупке квартиры
  • Налог на животноводство в россииНалог на животноводство в россии
  • В какой срок переводят деньги за налоговый вычетВ какой срок переводят деньги за налоговый вычет
  • Отделение налоговой инспекции индустриального района хабаровскаОтделение налоговой инспекции индустриального района хабаровска
  • Как посмотреть задолженность по алиментам через госуслугиКак посмотреть задолженность по алиментам через госуслуги
  • С какой суммы берется подоходный налог при продаже недвижимостиС какой суммы берется подоходный налог при продаже недвижимости
Консультация юриста
Информация

Карта сайта

Контакты

  • Карта сайта
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
yeisk-good.ru © 2022