Методы борьбы российского государства с уклонением от уплаты налогов
Оглавление:
Глава 3. Борьба против уклонения от уплаты налогов
8 Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов. По мнению опрошенных в конце 2007 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить: 1) когда налогоплательщику «нечем кормить семью» и у него низкий уровень жизни — 13% — причины фискального характера; 2) «когда законы о налогах плохие», т.е., если некто считает налог несправедливым, незаконным или завышенным, уклониться от него не грех — 9% — правовые причины; 3) если предприятие находится в стадии становления или испытывает финансовые проблемы — 3% — причины регуляторного характера; 4) с «халтуры», разового заработка — 1% — моральные причины; 5) если есть основания полагать, что «налоги идут не на дело, не туда, куда нужно» — 4% — моральные причины; 6) если знать, что не будешь наказан за неуплату — 1% — организационные причины и другие.
В России, как и в большинстве стран мира, уклонение от налогов является негативным явлением и преследуется по закону. За время существования российской налоговой системы наблюдается рост правонарушений и преступлений в области налогообложения. Динамика налоговой преступности характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля, что составляет четверть всех способов уклонения от уплаты налогов, выявляемых налоговыми органами.
Второе место занимают специфические способы уклонения от уплаты подоходного налога.
Они составляют примерно пятую часть от общего числа налоговых правонарушений. На третьем месте (13%) — занижение выручки.
В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов.
К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др.
Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением. 1) Следовательно, уклонение от уплаты налогов не просто противоречит действующим нормам налогового, уголовного и административного права, но и нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.
Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов: — совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов; 2) ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства. Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер. Большую роль для реализации данных мер могут сыграть интерактивные возможности, предоставляемые ФНС.
В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 г.г». в рамках противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, предлагается использовать институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.
Методы формирования социального и гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой морали являются не менее важными. Можно выделить, в частности, проведение работ по повышению финансовой и налоговой грамотности населения; формирование позитивного отношения к налогам, в т.
ч. посредством принципиально иного облика социальной рекламы (необходимо указывать людям, на что идут их налоги). К числу общих методов, направленных на ограничение возможности уклоняться от уплаты налогов, относят специальные юридические доктрины: 1) «существо над формой», которая сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет значение характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора; 2) «деловая цель», заключающаяся в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, недействительна, если она не достигает своей цели.
На современном этапе развития международных отношений появилась потребность в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Формирование надежной системы противодействия уклонению от уплаты налогов предполагает осуществление ряда мер: 1) обмен информацией между странами (наряду с передачей информации по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос); 2) обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов и иных участников сделки); 3) установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб внутреннего контроля); 4) создание системы внутреннего контроля и подготовки сотрудников кредитных организаций; 5) детализированное правовое регулирование деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями; 6) свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.
Таким образом, уклонение от налогов в любом государстве считается отрицательным явлением. На макроуровне оно приводит к недополучению средств в бюджет для финансирования расходов, в связи, с чем приходится вводить новые налоги либо увеличивать ставки действующих налогов и сборов.
На микроуровне неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками, а поэтому могут провоцировать других субъектов экономической активности на аналогичные действия. Поэтому необходимо вырабатывать, предпринимать и постоянно совершенствовать меры по борьбе с незаконной неуплатой налогов, что позволит увеличить доходную часть бюджета, а, следовательно, и реализацию всех функций государства в полном объеме.
Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры. Выводы Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.
Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными.
Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения. Оптимизация налогов — это только часть более крупной — главной — задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием).
Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е.
выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования. Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред.
Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности. Эффективность — это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов.
Автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации.
Надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу.
Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия. Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.
«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение.
В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.
Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия.
Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов.
Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат.
Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога. Существуют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов. Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом при использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — нелегальны, и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности. Избежание налогов — минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам.
Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета.
Тем не менее, снижение налогов несет в себе дополнительные риски, связанные со сложностями судебных тяжб с налоговыми органами. В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.
В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов.
К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е.
восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.
Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов: — совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов; ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства. Исходя из мировой практики, в число указанных мер можно также отнести ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер.8 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Основных причин три.: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.
Уклонение от уплаты налогов и способы борьбы с ними Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
УДК 334 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Арцуев Абубакар Майрбекович, студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.
Москва Башыбюйюк Мухаммед Энес, студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва Варнавский Андрей Владимирович, к.э.н доцент кафедры «Налоговое консультирование» Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Москва УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ Аннотация: В данной статье представлен анализ основных причин уклонения от уплаты налогов в РФ и методы борьбы с ними.
Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, налоговые платежи, налогоплательщик, налогообложения, налоговый контроль. Abstract: This article is an analysis of the main reasons for tax evasion in the Russian Federation and methods of dealing with them.
Key words: tax evasion, tax payments, taxpayer, taxation, tax control. Уклонение от уплаты налогов — это методы понижения налоговых платежей, когда налогоплательщик умышленно уклоняется от уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств, нарушая действующий закон.
Сознательным уклонением считается то, когда налогоплательщик умышленно и постоянно совершает данное действие. Для многих людей основным поводом для участия в теневой экономике является уклонение от уплаты налогов. Актуальность данной темы заключается в том, что налоги играют важную роль в нашей жизни, количество собранного налога влияет на благосостояние и развитие региона, города, да и страны в целом.
Исходя из этого, очень важно, чтобы любой налогоплательщик, несмотря на то, что он физическое или юридическое лицо, не уклонялся от уплаты налогов, а платил свои налоги регулярно и своевременно. Причины анализа выбранной темы заключаются в том, что в тяжелое время для страны, налоги играют важную роль в укреплении экономического статуса России. С помощью налогов, которые являются одним из основных экономических рычагов, государство влияет на рыночную экономику и экономику в целом.
В соответствии со статистическими данными, в России объём найденных налоговых преступлений уменьшается, но вместе с этим помечается тенденция увеличения части налоговых преступлений, которые совершаются в крупном и особо крупном размере.
То, что и поясняет повышения потерь бюджета от недополученных налоговых платежей. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Российская Федерация в настоящее время вследствие уклонения от налогов занимает четвертое место по утратам налоговых поступлений.
Причины уклонения от уплаты налогов разные. Эта проблема актуально как в РФ, так и во всем мире.
Можно выделить следующие обобщенные причины уклонения от уплаты налогов, которые представлены в таблице 1.
ПРИЧИНЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ Моральные — кроются и порождаются характером.
Правовые -когда нет эффективного налогового контроля, следовательно, налогоплательщик может избежать. Таблица 1 — Причины уклонения от уплаты налогов Разберем более детально причины уклонения от уплаты налогов в России: — значительный налоговый груз, который не позволяет нормально реализовывать предпринимательскую или иную деятельность; — множество налогов и высокие ставки играют большую роль при решении уклонении от уплаты налогов; — сложность и неопределенность налогового законодательства, множество в нем дополнений, изменений, поправок, позволяет по-разному толковать положения и нормы правил; — недочеты в организации налоговой службы; — небрежные действия работников при проверках; — сознательная, обдуманная склонность субъектов к неуплате налоговых сумм, для того чтобы использовать эти средств для обогащения или инвестирования в теневом бизнесе. Важную роль в налоговых махинациях играют фирмы-однодневки.
За последние десять лет они стали неотделимой частью экономики и используются практически везде.
Большая часть этих фирм работает на международном рынке с целью «утечки» капитала за рубеж и отмывания денег, что является незаконным избежание налогов.
Бывают случаи, когда предприятия создают родственные фирмы, куда они могут продать свои товары по низким ценам, что, в конечном итоге, прибыли не дает или она минимальна.
Попробуйте сервис . Еще одной хитростью для уплаты налогов является то, что большинство хозяйственных операций по существу одинаковые, но в документах называются по-разному, что приводит к неодинаковым налоговым обязательствам.
Также можно без нарушения закона уклоняться от уплаты налогов -задержание срока уплаты налогов, чтобы его списали налоговые органы, так как не учитывает всей полноты законодательства РФ, что дает возможность для ухода от налогообложения. Но, несмотря на все хитрости налогоплательщиков, существуют методы по борьбе с уклонением от уплаты налогов: — стимулирование полной и своевременной уплаты налогов предприятиями и гражданами, формирование условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным; — усиление санкций для неплательщиков; — пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете и укрывается от налоговой администрации; — присвоение номеров налогоплательщиков, регистрация местонахождения плательщиков, принудительная ликвидация предприятий, не представляющих налоговую отчетность, непременная регистрация всех банковских счетов предприятий; — регламентация деятельности банков для борьбы с фиктивными банковскими депозитами, передачей векселей юридических лиц гражданам; — строгий контроль за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, в том числе за оффшорными счетами; — принятие поправок к законодательству, которые позволят взыскивать задолженность за счет средств, полученных от новой эмиссии и продажи пакетов акций предприятий-должников; — совершенствование нормативно-правовой базы. Основным критерием благополучного функционирования/работы экономики и финансовой системы является государственный финансовый контроль.
Деятельность государственных и общественных органов, которая заключается в контроле формирования и использования денежных средств. При выполнении финансового контроля прослеживается правомерность и разумность действий предприятий, учреждений, граждан с денежными фондами, для того чтобы эффективно развивалось экономика и увеличилось благосостояние народа.
Цели налогового контроля сводятся к: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — Охрана интересов государства; — Предупреждение о нарушении налогового законодательства; — Выявление фактов нарушения налогового законодательства; — Устранение этих нарушений.
Рассмотрим виды контроля в таблице 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РЕЙДОВАЯ ПРОВЕРКА — по отдельным налогоплательщикам по вопросам соблюдения требования закона ХРОНОМЕТРАЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — для установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат. Комплексная Тематическая Встречная Таблица 2 — Виды финансового контроля Таким образом, борьба с уклонением от уплаты налогов обязательно должна находиться на главном месте в работе налоговых органов.
Если такой борьбы не будет, и налогоплательщики не будут платить налоги — это приведет к нестабильности экономики страны. В заключении следует пометить, что уклонение от налогов это неизбежный/неотвратимый процесс, который характерен для всего мира. Для снижения этого явления необходимы комплексные мероприятия по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры населения.
Во всяком случае, надо платить налоги, так как играют важную роль имеют большое значение в усилении экономики страны.
Иногда люди уклоняются от уплаты налогов, потому, что у них не хватает средств на их уплату.
Библиографический список: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Жарова Е. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия / Е.
Н. Жарова, М. Ф. Желтова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339. iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис .
Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году
Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно
Алексей Крайнев 2 апреля ФНС выпустила письмо от 10.03.2023 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.
Статья 54.1 НК РФ называется
«Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»
. По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.
Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения.
Такое искажение может быть трёх видов:
- Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
- Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
- Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.
Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги. Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения.
Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п.
2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.
Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов.
Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».
Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.
Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом.
В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал.
Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:
- нет оплаты;
- в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
- печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.
- поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
- цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
- «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
- нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
- расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
- нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
- деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
- не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
- обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
- документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
- нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
- в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения.
При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.
Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.). Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.
Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий.
Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор. ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:
- налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
- нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
- у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).
- налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
- налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
- у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
- отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.
Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю.
Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет. Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает.
В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.
Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода. Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста».
Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода.
При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели. Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.
Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний.
Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:
- одни и те же работники и ресурсы;
- разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.
- тесное взаимодействие всех участников схемы;
При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика.
Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов. Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.
То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.
Чем опасны фиктивные сделки ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги.
Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду. Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности.
Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.
Алексей Крайнев, налоговый юрист Подписаться × В Вячеслав Ну когда же это издевательство закончится? Пусть уж налоговики сами снимут со счета предпринимателя в банке сколько им надо и отвяжутся.
Разорят так разорят. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца! 15 Ответить В Вера Меня всё время забавляет их понятие «должная осмотрительность».
Нашли поставщика, оплатили товар, продали его с наценкой, заплатили УСН. Ну почему мы должны осматриваться?! Сертификат на товар есть, есть, конечного покупателя устроил.
Да какая разница, зелененьким он там горит или краснееьким. 6 Ответить ОВ Ольга В , при чем сами ИФНСники о надежности контрагента дают информацию которая действует 3 часа, а организация должна на 3-5 лет быть уверена в своем поставщике.
1 Ответить В Вот Пора наверное уже завязывать кормить дармоедов своими подачками. 2 Ответить ОК Олег Крушинский Оценочные категории в письме ИФНС ведут к коррупции.
Процесс расчета и взимания налогов необходимо автоматизировать, исключив человеческий фактор — мнение налогового инспектора.
Соответственно, не потребуется такого огромного финансирования из бюджета (доначислений по налогам юр. и физ. лиц) на содержание аппарата ИФНС.