Наличие положений о структурных подразделениях
Оглавление:
Положение о структурном подразделении: образец по ГОСТу
это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов. Положения о структурных подразделениях и иных органах можно классифицировать следующим образом: · положения о структурных подразделениях; · положения о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров, правление) и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.); · положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть) Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений, и на их основе разрабатываются индивидуальные положения. Положение о подразделении имеет следующие разделы: 2 Основные задачи (Цели и задачи).
5 Руководство и структура подразделения.
7 Финансирование, материально-техническое обеспечение (если необходимо). 8 Взаимоотношения с другими подразделениями. В разделе «Общие положения» указываются полное точное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности (перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов), кем возглавляется и кому подчиняется (орган управления или должностное лицо, в распоряжении которого находится структурное подразделение), степень его самостоятельности, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» («Цели и задачи») в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи (направления деятельности). При формулировании целей необходимо чтобы цели были одного масштаба, необходимо избегать второстепенных и побочных целей, несвязанных или, еще хуже, противоположных, возможно указание декларативных (пока недостижимых) целей. Задачи должны соответствовать целям.
Каждой цели может соответствовать несколько непосредственных задач. Каждая задача может вести к достижению нескольких целей.
Но не должно быть задачи, которая бы не вела хотя бы к одной из ранее поставленных целей, как и цели, для которой не нашлось хотя бы одной конкретной задачи.
Раздел «Функции» – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности структурного подразделения: подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения. В разделе «Права» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач.
При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций. Раздел «Руководство и структура подразделения» описывает организацию работы структурного подразделения и обязанности руководителя: · наименование должности руководителя подразделения, требования к уровню образования и стажу практической работы (квалификационные требования); · замещение руководителя структурного подразделения в период его отсутствия; · состав структурного подразделения; · организационная структура подразделения (в виде схемы); · организация деятельности подразделения и его работников руководителем (персональные права и обязанности руководителя).
Как правило, указывают: — функцию координации деятельности структурного подразделения, планирование его работы; — контроль за работой сотрудников, — совершенствование организационной структуры; — участие в разработке нормативно-методического обеспечения; — право устанавливать круг ответственности своих заместителей; — право утверждать определенные документы; — право издавать распоряжения по определенному кругу вопросов; — право назначать и освобождать от занимаемых должностей работников подразделения (или представлять документы для этих процедур); — применять меры поощрения и взыскания и т.д.; В разделе «Ответственность» перечисляются основные позиции, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение задач структурного подразделения, за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы подразделения, работу с кадрами, а также за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным Положением, а также устанавливаются виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих функций. В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями»определяются взаимосвязи с другими подразделениями, возникающие в результате производственной, хозяйственной, управленческой деятельности, фиксируются информационные и документационные потоки подразделения – наименования документов создаваемых им, периодичность и сроки их представления, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями. Положения о подразделениях разрабатывают по указанию руководителя организации и инициативе руководителей структурных подразделений.
Принципы управления при составлении Положений о структурных подразделениях: 1. Принцип декомпозиции. Полномочия организации, декомпозируются по подразделениям, полномочия подразделения – по группам, затем по сотрудникам.
Распределение полномочий начинается с распределения функций (обязанностей), затем прав и ответственности. 2. Принцип разделения труда (специализации). Все виды работ, которые необходимо выполнять, группируются в относительно однородные группы таким образом, чтобы их эффективно могли выполнять сотрудники определенной квалификации.
3. Принцип баланса полномочий. В положениях необходимо обеспечивать баланс обязанностей, прав и ответственности, в том числе для сотрудников и подразделений, не подчиненных друг другу: если один имеет право требовать материалы, транспорт, информацию и т.п., то в обязанности другого должен входит пункт «по требованию такого-то предоставлять материалы…». 4. Принцип исключения работ. Ни один руководитель не должен выполнять те виды работ, которые могут выполнить его подчиненные.
Этот принцип «постоянного делегирования» особенно важен для распределения полномочий внутри структурных подразделений, для определения задач начальника и подчиненных, т.е. при составлении должностных инструкций. 5. Принцип единоначалия. Каждый сотрудник, отдел, подразделение, организация получает задания только от одного руководителя, которому этот сотрудник и т.п.
подчинен по административным вопросам. Однако в функциональных областях каждый сотрудник обязан выполнять требования соответствующих специалистов, т.е. гл. бухгалтера, гл. механика и т.п.
(сочетание линейного и функционального руководства). 6. Принцип эмоциональной нейтральности. Система управления строится на основе требований к должностным обязанностям, а не к лицам, занимающим конкретные должности.
Это позволяет обеспечить устойчивую работу системы управления путем замещения конкретных лиц, которые могут заболеть, уйти в отпуск и т.п. Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации.
Обязательными реквизитами документа являются наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата. Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель.
Положение обретает юридическую силу с момента утверждения. Изменения в положения о структурных подразделениях вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: Начнем с того, что отметим две важных детали:
- Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.
- Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.
Структурное подразделение организации — выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность. Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.
Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:
- цеха — секторы, участки;
- отделы — отделения, секторы, участки.
- управления — отделы, службы;
Наиболее важной составной частью положений является разграничение зон ответственности и упорядочение взаимосвязей между подразделениями.
А ведь организационное построение и в частности разрабатываемые положения направлены именно на то, чтобы упорядочить эти информационные потоки, уменьшить время их прохождения от исполнителя до руководителя и обратно, и в конечном счете повысить качество и скорость принятия решений. Во-первых, определите задачи, для решения которых создается структурное подразделение. Задачи, ставящиеся перед ним, должны быть реальными, пусть даже и кажущимися невыполнимыми на данном этапе, но выполнимыми в принципе.
В дальнейшем, в процессе комплектации этого подразделения сотрудниками, Вы будете оценивать людей на предмет их способности к решению поставленных задач, определять, есть ли необходимость привлечения специалистов со стороны или достаточно собственного кадрового ресурса, а также планировать обучение персонала. Во-вторых, определите функции (действия), которые должно выполнять подразделение для решения поставленных задач.
В-третьих, сгруппируйте однотипные функции по отдельным направлениям, определите количество необходимого персонала, путем распределения функций среди виртуальных работников и расчетом норм времени на их выполнение (либо другим способом), проанализируйте возможность контроля руководителем подразделения за выполнением всех возложенных на подразделение функций и определите, нет ли необходимости создания внутри подразделения более мелких структурных единиц. Далее, вставьте «кирпичик» в существующую структуру и определите служебные взаимосвязи с другими подразделениями. После завершения данной работы отдайте проект «Положения» на согласование в заинтересованные подразделения (они определены на предыдущем этапе работы).
Соберите замечания и предложения. Проанализируйте их, если они существенные и конструктивные (будьте аккуратны, ведь вы отбираете у других руководителей часть полномочий, что может лишить их статуса незаменимости), то соберите, так называемую «согласительную комиссию», решите все разногласия по содержанию. Передайте в юридический отдел на проверку соответствия действующему законодательству и после получения положительного ответа, утвердите документ у руководителя.
В отдельных организациях, чаще это присуще государственным и муниципальным органам или бюджетным учреждениям, порядок разработки и утверждения Положений закрепляется отдельным документом
«Инструкция о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях»
.
Можно при разработке Положения пойти другим, более простым путем. И взять за основу
«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»
, так как основные задачи и функции подразделения могут являться производными от должностных обязанностей соответствующих руководителей и специалистов, и наоборот. При этом задачи и функции структурного подразделения должны быть обязательно уточнены и дополнены применительно к вашей организации.
К примеру, функции отдела маркетинга и рекламы будут определяться путем сложения должностных обязанностей начальников отдела маркетинга и рекламы, в соответствии с задачами, возлагающимися на данный отдел, и с учетом специфики структурного построения и деятельности данного предприятия. Главное — неформальный подход к разработке Положения. Излишний бюрократизм, применение типовых, штампованных формулировок, приведет к тому, что единожды ознакомившись при приеме на работу с таким документом сотрудник к нему больше никогда не обратиться и соответственно не будет в дальнейшем опираться на него в работе.
Обязанность разработки Положений о структурных подразделениях обычно возлагается на отдел организации и оплаты труда, а при его отсутствии, на отдел кадров или юридический отдел. В положении должны быть определены: порядок создания и правовое положение подразделения в ионизационной структуре предприятия; структура подразделения и его штатная численность; задачи, функции, права и ответственность, а также порядок взаимодействия подразделения с иными структурами организации.
Как следует из определения, Положение может состоять из следующих разделов:
- Права.
- Функции.
- Общие положения.
- Задачи.
- Взаимодействие.
- Ответственность.
- Структура и штатная численность.
Приведенная структура документа является рекомендуемой.
д.), так и меньше. В зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и особенностей управления, требований законодательства и иных факторов в организации могут создаваться структурные подразделения. Такие подразделения могут создаваться как внутри организации (например, отделы, службы, управления и т.д.), так и быть обособленными подразделениями. К последним относятся в том числе филиалы и представительства.
А нужно ли разрабатывать положения о структурных подразделениях и как их составлять, расскажем в нашей консультации.
Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения. Например, организация решила создать представительство или филиал.
Напомним, что представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). А филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч.
функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п.
3 ст. 55 ГК РФ). А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации.
Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения. Положение о структурном подразделении организации составляется в произвольной форме.
Структура Положения о структурном подразделении обычно выглядит так:
- взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.
- общие положения;
- права и ответственность структурного подразделения;
- основные задачи и функции структурного подразделения;
Что касается Положения о филиале, то оно может состоять, в частности, из таких разделов:
- прекращение деятельности филиала.
- финансово-хозяйственная деятельность филиала;
- контроль финансово-хозяйственной деятельности филиала;
- правовой статус филиала;
- бухгалтерский учет и отчетность;
- общие положения;
- трудовые отношения в филиале;
- управление филиалом;
- имущество филиала;
Порядок разработки Положения о структурном подразделении устанавливается самой организацией и зависит от вида такого подразделения. Если в организации создаются филиал или представительство, для этого потребуется решение общего собрания участников, принятое в общем случае большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников ООО (п.
1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ).
Если же речь идет о создании внутреннего структурного подразделения (например, отдела), для этого достаточно решения руководителя организации, если иное не предусмотрено Уставом. Приведем для Положения о структурном подразделении организации образец его заполнения в случае с отделом бухгалтерии.
»


Отличная статья 0 Помогла статья?
Оцените её

Загрузка.
tvoizakon.ру © 2018–2023 – Юридическая помощь населению «,»snd»:»»,»res_of»:»∞»,»res_to»:»∞»}]},{«how»:{«iterable»:{«direction»:»top_to_bottom»,»before_after»:»after»,»N»:»16″,»selector»:»p»,»search_all»:»false»}},»ID»:»3869″,»html»:[{«fst»:»»,»snd»:»
Методика разработки положений о структурных подразделениях
Вы здесь Опубликовано 2007-11-18 19:53 пользователем Valeratal Д.Л.
Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис» Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Начнем с того, что понимается под структурным подразделением и на какой тип подразделения разработаны приводимые ниже рекомендации.Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение.
Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.
Как следует из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003), разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься отдел организации и оплаты труда.
Поскольку такое подразделение создается далеко не в каждой организации, то обычно эта работа поручается либо службе персонала, которая чаще всего является инициатором введения положений, либо кадровой службе (отделу кадров). К совместной работе может также подключаться юридический или правовой отдел. В отдельных организациях принято, что каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение.
Вряд ли такую практику можно назвать правильной, особенно, если компания не выработала единые правила и требования к этим локальным нормативным актам. Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам). Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается.
Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения: 1) управления . Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией.
Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы); 2) отделения . На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации.
Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.
На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях).
Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов; 3) департаменты . Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации.
Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям; 4) отделы . Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации; 5) службы .
«Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции.
При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.
Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации; 6) бюро .
Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации.
В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц.
bureau — письменный стол) и справочной работой.
Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника).
Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда. Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц. Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно.
Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.
Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся: а) секторы .
Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов.
Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта; б) участки . Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы.
Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации); в) группы .
Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта.
Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.
Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы.
Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений. Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».
Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад». Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства.
В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).
В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании — например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д. В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил. Ранее государственные предприятия руководствовались официально утверждаемыми штатными нормативами численности структурных подразделений, Единой номенклатурой должностей служащих (постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443) и Номенклатурой должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций (постановление Госкомтруда СССР, Госкомстата СССР и Минфина СССР от 03.06.1988).
В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.).
Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Основными реквизитами положения<*> о структурном подразделении как документа являются: 1) наименование организации; 2) наименование документа (в данном случае — Положение); 3) регистрационный номер; 4) заголовок к тексту (в данном случае он формулируется как ответ на вопрос, о каком структурном подразделении это Положение, например: «О финансовом отделе», «Об отделе кадров»); 5) гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях утверждаются руководителем организации (непосредственно либо специальным распорядительным актом).
Учредительными документами или локальными нормативными актами организации право утверждать положения о структурных подразделениях может быть предоставлено иным должностным лицам (например, заместителю руководителя организации по персоналу). В отдельных организациях принято, что положения о структурных подразделениях утверждаются органом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица; 6) текст; 7) отметки о согласовании (если Положение в соответствии с принятыми в организации правилами подлежит внешнему согласованию, то проставляется гриф согласования, если только внутреннему — то визы согласования).
Обычно проект Положения проходит только внутреннее согласование. Перечень структурных подразделений, с которыми он согласовывается, определяется организацией самостоятельно. <*> Далее — «Положение». Проект Положения о структурном подразделении подлежит согласованию: — с вышестоящим руководителем (если подразделение входит в состав более крупного подразделения); — с заместителем руководителя организации, курирующим деятельность подразделения в соответствии с распределением обязанностей между руководящими работниками; — с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом; — с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.
Во избежание неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях, желательно, чтобы проект Положения был согласован с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение. Если количество подразделений, с которыми должен быть согласован проект Положения, свыше трех, то визы согласования желательно оформить в виде отдельного листа согласований.
Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.
Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы: 1. «Общие положения». 2. «Цели и задачи».
3. «Функции». 4. «Права». Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам добавляются разделы: «Структура и штатная численность»; «Руководство (управление)»; «Взаимодействие»; «Ответственность». Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Для того, чтобы показать, как проектируются положения о структурных подразделениях возьмем такое подразделение, как отдел кадров. Образец Положения по самой простой, но достаточной для технократической организации деятельности этого подразделения приводится в разделе «БУМАГИ» (стр. 91). Для разработки положений по этому образцу достаточно воспользоваться приводимыми ниже рекомендациями для первых четырех разделов.
Что касается более сложных моделей положений о структурных подразделениях, то одна из них, подготовленная с учетом рекомендаций для всех разделов, будет опубликована в одном из следующих номеров журнала. В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы: 1.1.
Место подразделения в структуре организации Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании.
Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения.
В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.).
1.2. Порядок создания и ликвидации подразделения Как правило, структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органа.
Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения. В этом же пункте определяется порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и каким документом оно оформляется. Если работодатель устанавливает в своей организации особые правила ликвидации подразделения, то здесь же целесообразно описать процедуру ликвидации (привести перечень ликвидационных мероприятий, сроки их проведения, порядок выплаты работникам компенсаций).
Если в организации применяются общие правила сокращения штата работников организации, то в данном пункте Положения достаточно ограничиться отсылкой к соответствующим статьям Трудового кодекса РФ. Крайне нежелательно использовать понятие «упразднение структурного подразделения», так как под упразднением понимается прекращение деятельности структурного подразделения не только в результате ликвидации подразделения, но и в результате его преобразования в иное.
Однако, поскольку этот вопрос все же желательно урегулировать, то в Положении необходимо предусмотреть порядок изменения статуса структурного подразделения (его слияния с другим подразделением, преобразования в иной вид подразделения, выделения из его состава новых структурных подразделений, присоединения подразделения к иному подразделению).
1.3. Подчиненность структурного подразделения В данном пункте указывается, кому подчиняется структурное подразделение, то есть какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения.
Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные — заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения — заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и иные административные подразделения.
Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение. 1.4. Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии — Инструкция по делопроизводству в организации, для отдела кадров — Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», для отдела по защите информации — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»). Конструкция этого пункта Положения может быть следующей: «1.4.
Отдел осуществляет свою деятельность на основе: _____________________________» (наименование документов) или «1.4. В своей деятельности отдел руководствуется: 1.4.1. ______________________________________________________________________.
1.4.2. ______________________________________________________________________» или «1.4. При решении своих задач и выполнении своих функций отдел руководствуется: 1.4.1.
________________________________________________________________________. 1.4.2. _______________________________________________________________________» 1.5.
Иное В Положении о структурном подразделении могут приводиться иные сведения, определяющие статус подразделения.
Так, например, здесь может быть указано место нахождения структурного подразделения. В этом же разделе Положения может приводиться перечень основных терминов и их определений.
Целесообразно это делать в положениях о структурных подразделениях, выполняющих специфические функции, и в штат которых входят специалисты, выполняющие обязанности, не связанные с основными задачами подразделения (например, в Положении об отделе по защите информации желательно дать пояснения, что понимается под «утечкой информации», «объектом информации», «противодействием» и т.д.).
Кроме того, в раздел «Общие положения» можно вынести и иные вопросы, которые будут рассмотрены далее в составе других разделов Положения о структурном подразделении. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1 *>*>
Положение о подразделениях.
Виды положений о подразделениях
Как работает сервис Содержание Для каждого структурного подразделения необходимо разрабатывать положение о подразделении организации. В подобных положениях чётко прописаны рациональное распределение целей, функций между структурными подразделениями, а также регламент прав и ответственности руководителей этих самых подразделений.
На рисунке ниже обозначены виды положений о подразделениях. Положение о подразделении принято разделять на два вида:
- Типовое подразделение.
- Индивидуальное подразделение.
Типовые положения, в качестве примера можно взять типовое положение об отделе кадров.
Оно разрабатывается одинаковое для похожих организаций и структурных подразделений.
Когда существует типовое положение, то на его базе могут создаваться индивидуальные.
Нет и никогда не существовало каких-либо требований к содержанию положения о подразделении.
Любое типовое положение может содержать следующие разделы:
- Взаимосвязи с другими подразделениями.
- Функции подразделения.
- Ответственность руководителя подразделения.
- Цели деятельности.
- Общие положение.
- Организационная структура подразделения.
- Права руководителя подразделения.
Каждый раздел, который прописан выше, должен содержать конкретную информацию. В общих положениях указываются:
- Цель деятельности подразделения.
- Статус подразделения и то, у кого оно находится в подчинении.
- Объекты, которые находятся в подчинении данного подразделения.
- Перечень правовых, директивных и нормативных документов, которые используются в подразделении для осуществления своей деятельности.
- Порядок, согласно которому утверждаются структуры и штаты подразделения.
- Конкретное, полное и в сокращённом виде название подразделения.
- Порядок, согласно которому назначаются и освобождаются от должностей лица, стоящие у его руководства.
В разделе о целях деятельности указывается перечень основных целей, которые ставит перед собой подразделение и, которые являются определяющими направления деятельности подразделения. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание Для раздела функции характерно содержание информации о действиях и видах работ, которые должны выполняться подразделением для решения поставленных задач. В этом разделе полностью отражаются особенности деятельности подразделения.
Раздел организационной структуры подразделения посвящён перечню должностных лиц, бюро, групп и отдельных исполнителей, которые входят в состав подразделения. Для этого раздела характерно наличие схемы, в которой отражена административная подчинённость.
В разделе «Взаимосвязи с другими подразделениями» по вертикали и горизонтали отражены ключевые функциональные взаимосвязи данного подразделения с иными подразделениями и службами, которые могут подготовить, согласовать, принять и воплотить управленческие решения.
Пример оформления раздела «Взаимосвязи с другими подразделениями». Согласно регламенту, создаются информационные и документационные потоки подразделения, основные документы, которые им используются.
В нём установлено, с какими подразделениями и организациями должно осуществляться взаимодействие. Кроме того, чётко определены сроки и периодичность представления информации, на каких условиях и как решаются спорные вопросы. Разделы о правах и ответственности руководителя полностью посвящены перечню прав, которые необходимы для реализации функций руководителя подразделения по отношению к другим подразделениям и должностным лицам.
Также эти пункты содержат информацию о перечне функций, работ и показателей, ответственность за которые ложится на плечи руководителя подразделения. Положения о структурных подразделениях визируются руководителем отдела кадров, юристом, заместителем руководителя организации, который является ответственным за это подразделение, руководителями других подразделений, взаимодействующими с данным.
Положение о подразделениях на конечном этапе визируется руководителем организации и утверждается им же.