Непосредственное подчинение оперативное должностные инструкции
Что подразумевается под понятием непосредственной подчиненности
Содержание
О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
На практике бывает ситуация, когда работник подчиняется нескольким руководителям, если выполняет обязанности по двум-трем направлениям деятельности.
В этом случае в должностной инструкции целесообразно прописать приоритеты поручений, чтобы не возникало ситуаций, когда один руководитель поручает сотруднику одно срочное здание, а второй- другое, сотрудник, выполнив поручение одного, не выполнит поручение другого. Также Вы можете привести в качестве аргумента не в пользу «многослойной» подчиненности тот факт, что при такой подчиненности, как правило, снижается уровень исполнительской трудовой дисциплины, т.к. работник будет манипулировать своими «начальниками», например, не выполнив поручение одного руководителя, в качестве причины укажет, что выполнял поручение другого начальника.
При таких обстоятельствах, целесообразнее подчинить сотрудника одному руководителю, а в отношении других указать, что методическое руководство такими-то направлениями его деятельности осуществляет второй и третий.
Между непосредственным начальником и нижестоящими сотрудниками нет никаких промежуточных должностей.Чем же отличаются прямой и непосредственный начальник?
Разница между этими должностями главным образом состоит в том, что прямых руководителей может быть несколько, а непосредственный – только один. Фактически данный начальник – это руководитель на должность выше.
Получается, что это тот же подчиненный, который руководит другими сотрудниками. Эта тенденция может распространяться в различных сферах.
Вопрос из практики Можно ли установить, чтобы один сотрудник подчинялся нескольким руководителям?
Отвечает Нина Ковязина,заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России. Административная подчиненность, которую еще называют прямой или линейной, сводится к тому, что сотрудник подчиняется вышестоящему руководителю… Это связано напрямую с решением многих вопросов в различных сферах деятельности. Происходит расхолаживание коллектива, снижается авторитет непосредственного руководителя, что свидетельствует о низком уровне управления организацией.
Решение этих вопросов, в частности, ложится на плечи административного директора. Однако должностная инструкция заместителя директора по административной работе обязательно должна содержать в себе следующие разделы: Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно. Ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).
Формулируя норму, касающуюся порядка прохождения службы в случае близкого родства или свойства с сотрудниками, законодатель прямо обозначил подчиненность исключительно с непосредственным, а не с прямым подчинением. Например, начальник территориального органа МВД России на районном уровне является прямым и непосредственным начальником для своих заместителей и начальников структурных подразделений территориального органа МВД России на районном уровне и их заместителей, а также иных сотрудников в случае их непосредственного подчинения начальнику. Понятие подконтрольности нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в органах внутренних дел, прямо не определено.
Функциональный руководитель не владеет ресурсом какого-либо времени сотрудника, он вынужден получить данный ресурс от административного руководителя. Именно здесь возникает конфликт интересов. Обычно административный руководитель одновременно является и функциональным.
Ситуация похожая на компании с филиалами.
Также происходит разрыв между руководителем в специализированной функции и его подчиненными на местах: главного бухгалтера компании с кассиром магазина, руководителя логистической службы с кладовщиком в магазине, руководителя сервисной службы и специалиста по сервису в магазине, начальника службы безопасности и охранника в магазине. В крупных компаниях роли распределяются между несколькими людьми.
Закон не регулирует данный вопрос, но система управления отражается в локальных актах фирмы.
Если обязанности возлагаются на одного человека, отличия административного подчинения от функционального все равно можно отследить.
Вопрос из практики Можно ли установить, чтобы один сотрудник подчинялся нескольким руководителям? Отвечает Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России.
Да, можно. Закон не запрещает, чтобы сотрудник подчинялся более чем одному руководителю.
Административная подчиненность, которую еще называют прямой или линейной, сводится к тому, что сотрудник подчиняется вышестоящему руководителю… Вышестоящий начальник может давать ему задания только через непосредственного. При этом функционально работник может подчиняться еще и другим.
Если же в компании такая структура отсутствует, то следует самому разобраться, как взаимодействовать со всеми руководителями. Если одна из задач требует моментального исполнения, значит, нужно отдать приоритет именно ей.
Если же сроки примерно одинаковы, то лучше выполнять вначале задание вышестоящего руководства».
О том, что прежде всего любому работнику нужно ориентироваться на срочность и на важность, говорит также и генеральный директор кадрового агентства «Прайм-Персонал» Дмитрий Солодкий: «Ситуации, когда у подчиненного сразу несколько начальников, встречаются у нас нередко. При этом человек путается и в результате не может нормально работать: ведь всем угодить все равно не получится. Поэтому руководители должны сами договариваться между собой.
Как гласит ч.2 ст.57 ТК, в нем должна быть указана рабочая функция нанимаемого – работа по одной или нескольким специальностям в рамках квалификации. Естественно, очерчивается и круг определенных обязанностей. Если этот «круг» каким-то образом меняется, придется корректировать трудовой договор.К СВЕДЕНИЮ!
Никто не может обязать работника выполнять работу, не прописанную в трудовом договоре.
Если юридически условия, выписанные в трудовом договоре, а главное, рабочая функция, не меняются, то должностную инструкцию руководитель вправе менять без учета мнения сотрудников.ВАЖНО! #3[489969] 29 июня 2015, 11:37 «Кривое подчинение» — что-то новенькое, может «косвенное подчинение»?
Вопрос о прямом подчинении у меня возник после того, как в нашу организацию пришли с проверкой. Прочитав инструкцию секретаря, где написано:
«Секретарь подчиняется непосредственно директору и главному инженеру»
— в протоколе указали: » двойное подчиенеие (директору и главному инженеру) недопустимо». На словх было сказано, если бы у нс была должность «заведующий канцелярией», вот тогда данное подчинение возможно.
Устно, мне передали содержание протокола и употребили «прямое подчинение», а позже 29.06.2015 мне дали прочитать протокол и всё-таки речь идет о «двойном подчинении». Важно Темы: Должностные инструкции Руководитель организации Вопрос Руководитель организации хочет прописать в должностной инструкции подчиненность не одному руководителю, а всем вышестоящим Постановка руководителями одной и той же задачи, но с разной результативностью выполнения.
2. Важно Постановка разных задач, которые нужно выполнить в одни и те же сроки.
В первом случае — на усмотрение самого сотрудника. С одной стороны, вышестоящий руководитель — это работодатель, который принимает окончательные решения и оценивает работу.
И если сотрудник подчинится не ему, а своему непосредственному начальнику, то он рискует. С другой стороны, выполнение задания непосредственного начальника может быть первостепенным.
И каждый должен сам для себя решать, на чей результат работать. Во втором случае сотруднику необходимо учитывать сроки, отведенные для выполнения данных ему заданий.
Если все-таки в приказах подразделения указаны, А ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ! Это откуда такая волшебная мысль родилась у Вас в голове?
Они должны быть указаны, только если они в ТД указаны, что не обязательно.
В рамках функционального подчинения Главный бухгалтер имеет полномочия напрямую, в обход его линейного руководителя, требовать от продавца правильности оформления и своевременного предоставления договоров, актов, счетов, счетов-фактур и других установленных документов. Административное подчинение — подчинение руководителю подразделения, в котором трудоустроен сотрудник. Администрирование — это табель, учет рабочего времени, контроль текущих задач в рамках того самого админитративного руководителя.
Административная деятельность включает в себя установление и смену регламентов.
Административное и функциональное руководство могут быть в одном подразделении, а могут и не быть.
N 610, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда).
В этой связи, в компетенцию Министерства не входят полномочия по разъяснению законодательства о прохождении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309
«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Минтруду России поручено оказывать федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции. Учитывая изложенное, полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно части 2 статьи 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее — Положение о службе в органах внутренних дел), сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Вопросы, связанные с подчиненностью сотрудников органов внутренних дел, урегулированы в статьях 35 и 39 Положения о службе в органах внутренних дел.
При этом действующее законодательство о прохождении различных видов государственной службы и о противодействии коррупции не содержит определения понятия «непосредственная подконтрольность». В научных материалах встречается мнение о том, что подконтрольность имеет место тогда, когда сотрудник органов внутренних дел в силу своих должностных обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого сотрудника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения.
В судебной практике применительно к муниципальным служащим разъясняется, что целью установления вышеуказанного ограничения совместной работы лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения муниципальных служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением. Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 г.
по делу N 33-1467). Вопрос близкого родства или свойства муниципальных служащих также отражен в Обзоре практики по рассмотрению в 2012 — 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. (далее — Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации). В данном документе указано, что сам факт близкого родства или свойства муниципальных служащих сам по себе не является основанием для прекращения служебных отношений.
На основании изложенного, по нашему мнению, непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных) обязанностей.
Аналогичная позиция отражена в решении Плесецкого районного суда Архангельской области от 25 июня 2013 г.
N 2-970/13. Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда в должностных (служебных) обязанностях одного из них это прямо предусмотрено либо полномочие по осуществлению функций соответствующего контроля предоставлено (закреплено) локальным актом федерального государственного органа (приказом, распоряжением и т.п.).
Видео (кликните для воспроизведения). При этом следует учитывать, что пунктом 13 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
одной из основных обязанностей сотрудника органов внутренних дел является обязанность сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Направленное в соответствии с частью 4 статьи 71 указанного Федерального закона с сотрудником органов внутренних дел сообщение (уведомление, заявление) о возникновении личной заинтересованности рассматривается на заседании аттестационной комиссии (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г.
N 821), по итогам которого принимается соответствующее решение. В Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указано, что конфликт интересов — это противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред).
Такое противоречие связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей. В основе конфликта интересов на государственной и муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства, т.е. получение или реальная возможность получения служащим (или членами его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей доходов, иной материальной выгоды с учетом конкретной ситуации.
В этой связи при рассмотрении вопроса о возникновении конфликта интересов, одной из сторон которого является сотрудник органов внутренних дел, второй стороной — лицо, состоящее с сотрудником органов внутренних дел (государственный гражданский служащий, работник, замещающий должность на основании трудового договора) в близком родстве или свойстве, необходимо выявлять факты ненадлежащего исполнения должностных (служебных) обязанностей одним из вышеперечисленных лиц, а также получения (реальной возможности получения) ими доходов, иной материальной выгоды. В части вопросов представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах) в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, отстранения от исполнения служебных обязанностей сообщаем следующее. Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах обязаны представлять представителю нанимателя граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности.
Вопросы, связанные с порядком и формой представления данных сведений, урегулированы Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
.
Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение государственных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах в период отстранения от исполнения должностных обязанностей, нахождения в отпуске по уходу за ребенком или временной нетрудоспособности.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Директор Департамента развития государственной службы Д.В.БАСНАК Бесплатная консультация по телефону:+7(499)495-49-41 Содержание [8] Одной из особенностей группировки по районам является ее сочетание с группировкой по подведомственности хозяйства. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, в процессе организации и …bibliotekar.ru/hozyaystvennoe-pravo/8.htm Конституционное (осударственное право в правоведении.Термины … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами.… которые охватывают и административное право, и судебное право, …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/3.htm Внимание Отрасли права.В ходе выполнения своей работы, каждый сотрудник может взаимодействовать с большим количеством работников предприятия, однако существуют разумные пределы на количество персонала, которым руководитель может эффективно управлять.
Обычно в зависимости Линейное подчинение — это подчинение сотрудника своему непосредственному руководителю, который имеет основные полномочия заставить сотрудника выполнять работу в рамках оговоренных функциональных обязанностей.
Сегодня мы поговорим о вариантах использования функционального подчинения еще для двух видов компаний:
- и для компании, сотрудники которой находятся в одном месте — условно назовем ее «моно-компания».
- для компании с сетью розничных магазинов;
Административный руководитель – руководитель подразделения, который отвечает за общую организацию деятельности сотрудников подразделения, за объем поставленных задач подчиненным и их результаты, а также за исполнение сотрудниками подразделения всех правил (требований), принятых на предприятии. Фактически административный руководитель – владелец ресурса – рабочего времени своих подчиненных.
Функциональный руководитель – руководитель, который организует деятельность сотрудника, выполняющего в зоне данного руководителя.
Консультант по трудовому праву ООО «Кадровый Холдинг «Бета Пресс» Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным. Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.
Это и есть качество лидера, оно неоспоримо.
Руководитель спокоен и уравновешен, не стремится выделиться. Непосредственное, оперативное подчинение и подчинение по специальным вопросам.
Каким должен быть руководитель Прежде чем разобраться в терминах прямой начальник и непосредственный начальник, необходимо дать определение главному слову.По юридической энциклопедии, это лицо, занимающее руководящую должность, осуществляющее распорядительную власть в отношении подчиненных, а также отвечающее за дисциплину.Непосредственный начальник – это сотрудник, с которым непосредственно контактируют его работники, и подчиняются ему, он наделен управленческой функцией над нижестоящими лицами, отвечает за выполнение поставленных трудовых задач или определенных опций.Термин «непосредственно» означает то, что непрямой начальник осуществляет руководство над подчиненными на месте. В его роли может выступать ст.
продавец, ст. мастер либо гл. инженер, гл. техник и так далее.Непосредственное подчинение означает то, что между распоряжающимися и нижестоящими уровнями нет промежуточных звеньев (других ярусов).Сравнивая Бесплатная консультация по телефону: 8(800)201-99-74 Перед тем как попытаться установить, в чем же заключается разница между прямым и непосредственным начальником, не мешало бы дать определение самому термину.
Согласно юридической энциклопедии, начальником называют лицо, которое занимает руководящую должность, отвечает за дисциплину и осуществляет распорядительные функции по отношению к своим подчиненным.
Непосредственным начальником называют управляющего, с которым работники контактируют непринужденно. Непосредственное подчинение и прямое подчинение – звенья одной цепи. Как правило, с нею сталкиваются довольно редко.
Примерами могут послужить рекомендации В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Закон о службе) сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Подобные ограничения предусмотрены и для иных категорий государственных служащих (пункт 2 статьи 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункт 5 части 4 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»). Консультант по трудовому праву ООО «Кадровый Холдинг «Бета Пресс» Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.
Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 22 декабря 2014 года Дело N 33-12090/2014 22 декабря 2014 года г.
Красноярск Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Платова А.С. судей Емельянова В.А., Мирончика И.С.
с участием прокурора Щелкуновой О.М.
при секретаре Севрюкове С.И. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Заикиной . к Финансовому управлению администрации Пировского района о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Заикиной И.С.
на решение Пировского районного суда Красноярского края от 21 октября 2014 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Заикиной . к Финансовому управлению администрации Пировского района о признании незаконным приказа Финансового управления администрации Пировского района №39-у от 12.08.2014 г. об увольнении, восстановлении на работе в должности ведущего специалиста по бюджету финансового управления администрации Пировского района, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия Заикина И.С. работала в Финансовом управлении администрации Пировского района в должности .
. На основании представления прокурора Пировского района приказом руководителем Финансовом управления администрации Пировского района от 12.08.2014 г.
№39-к уволена по п.3 ч.1 ст.19 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», то есть в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.
Не согласившись с увольнением, обратилась в суд с иском о восстановлении на работе.
Требования мотивировала тем, что представление прокурора не является основанием для увольнения. Полагала, что работодателем нарушен порядок увольнения. Кроме того, настоящей причиной увольнения увились личные мотивы руководителя управления.
Просила восстановить на работе в прежней должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Заикина И.С. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции истица Заикина И.С., представитель ответчика — Финансового управления администрации Пировского района, а также третье лицо Калашникова Л.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Так, ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 02.03.2007 г.
№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно п.3 ч.1 ст.19 данного Закона, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных, в том числе, ст.13 настоящего Закона. В соответствии с п.5 ч.1 ст.13 Закона, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения муниципальных служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением, коррупционных проявлений. Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен.
Как видно из материалов дела, начальником Финансового управления администрации Пировского района является Калашникова Л.А. В Финансовом управлении администрации Пировского района в должности . с 01.06.2010 г. работала Заикина И.С., которая состоит в свойстве с начальником Финансового управления администрации Пировского района (является супругой сына).
Должности, замещаемые Калашниковой Л.А.
и Заикиной И.С., являются муниципальными. 08.08.2014 г. прокуратурой Пировского района в адрес начальника Финансового управления администрации Пировского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, основанием для внесения которого явилось нарушение ведущего специалиста бюджетного отдела Заикиной И.С п.5 ч.1 ст.13 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
После чего приказом начальника Финансового управления от 12.08.2014 г. №39-к истица уволена в соответствии с ч.1 п.3 ст.19 Закона.
Как установлено судом первой инстанции, вакансии в Финансовом управлении истице при увольнении не предлагались, в связи с отсутствием вакантных должностей, замещение которых возможно при наличии родства или свойства с руководителем.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истица, занимающая муниципальную должность, состоит в свойстве с начальником Финансового управления администрации Пировского района, работает в Финансовом управлении администрации района под ее руководством и находится в ее непосредственной подчиненности и подконтрольности, а потому продолжение с ней служебно-трудовых отношений противоречит действующему федеральному законодательству, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что руководитель Финансового управления не имеет полномочий на расторжение трудовых договоров с работниками, как и довод о том, что Калашникова Л.А.
не являлась непосредственным руководителем истицы, которая не была подконтрольна и подотчетна ей, в связи с чем отсутствовали основания для увольнения, являются несостоятельными. Так, исходя из п.5.4 Положения о Финансовом управлении, а также из должностной инструкции ведущего специалиста по бюджету, руководитель Финансового управления наделен полномочиями по назначению (приему на работу) и освобождению от должностей (увольнению) муниципальных служащих Финансового управления. Согласно п.1.4 Должностной инструкции руководителя Финансового управления, в подчинении руководителя находится 8 должностей муниципальной службы: два начальника отдела, два главных специалиста, два ведущих специалиста, два специалиста 1 категории и одна должность работника, не относящаяся к муниципальной службе.
Согласно п.1.8 Должностной инструкции Заикиной И.С.
от 18.04.2014 г., она назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя Финансового управления администрации Пировского района. Вместе с тем, подлежащий урегулированию на Комиссии конфликт интересов в настоящем деле отсутствует, поскольку имеет место нарушение Закона, то есть несоблюдение запрета о невозможности находиться на муниципальной службе в случае свойства с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу. Доводы апелляционной жалобы о том, что причиной увольнения явились личные мотивы руководителя управления, являются несостоятельными, поскольку наличие конфликта в семье не влияет на законность увольнения.
Как видно из материалов дела, поводом для увольнения послужила не инициатива руководителя Финансового управления, а представление прокуратуры Пировского района. Иных доказательств материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о незаконности увольнения истицы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно с приведением убедительных выводов не приняты им во внимание.
Основания для переоценки выводов суда, к чему по существу сводятся доводы апелляционной жалобы, отсутствуют. Влекущих отмену судебного решения процессуальных нарушений, судом первой инстанции не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия решение Пировского районного суда Красноярского края от 21 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Заикиной И.С.
без удовлетворения. Видео (кликните для воспроизведения).
Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по: файл-рассылка
Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
Актуальные проблемы теории государства и права.
Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
— М.: Московский рабочий, 2016.