Тьюторское сопровождение налог
Оглавление:
В каких случаях и кем может быть рекомендовано тьюторское сопровождение
03.06.2020 Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г., и другими действующими документами. Одной из главных задач ПМПК является определение специальных условий для получения образования ребенку с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Под специальными образовательными условиями понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и (или) тьютора (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
).
Рекомендация о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению указывается в заключении ПМПК в графе «Тьюторское сопровождение обучающихся». В части рекомендаций по предоставлению услуг тьютора деятельность ПМПК соответствует профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.01 2017г. № 10н), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Рассмотрим трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК Тьютор – педагогический работник, участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы непосредственно для данного ребенка. Это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В заключениях ПМПК есть несколько формулировок, отражающих трудовые действия тьютора.
Одной из самых распространенных формулировок в заключениях ПМПК –
«осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа)»
.
Это означает, что ребенок с ОВЗ находится на учете психолого-педагогического консилиума образовательной организации, специалисты которого (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог) осуществляют его сопровождение в рамках своей компетентности: проводят занятия; консультируют учителей, родителей по проблемам обучения, воспитания, социальной адаптации ребенка.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно больших образовательных результатов при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты. Если встречается такая формулировка, как
«педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП»
, то подразумевается работа индивидуального тьютора. В его обязанности в данном случае входят: проведение диагностики для выявления индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии.
Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения. участие в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, учебного плана, по которому будет обучаться ребенок; индивидуальная работа с ребенком по формированию и развитию его познавательных интересов на уроках, занятиях узких специалистов; участие в реализации АООП; взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов ребенка, анализу и обсуждению с ними хода и результата реализации образовательной работы с ребенком.
Формулировка в заключениях ПМПК
«подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса»
подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), решая следующие задачи: проведение анализа образовательных ресурсов (наличие узких специалистов в школе или привлечение специалистов из других организаций, кружки, секции, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки и др.) внутри и вне образовательной организации, обеспечение доступа к ним ребенка, включение в режим дня ребенка дополнительных занятий; организация и координация работы педагогов, узких специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута, АООП; разработка мер по обеспечению взаимодействия педагогов и ребенка, используя одинаковые методики; организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности, поддержка ребенка в процессе обучения; оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки ребенка в освоении АООП. Формулировка в заключениях ПМПК
«разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)»
подразумевает работу индивидуального тьютора, который будет находиться с ребенком по мере необходимости на отдельных уроках (занятиях), разрабатывая и подбирая методические средства для освоения ребенком АООП в рамках индивидуализации образовательного процесса: ведение визуального расписания, подбор наглядного материала для опоры при изучении той или иной темы.
Формулировка в заключениях ПМПК
«индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования»
означает, что тьютор может сопровождать ребенка на период адаптации к 1 классу, при переходе с одной ступени обучения на другую (с начальной ступени обучения на основную общую ступень), при переходе из одной образовательной организации в другую. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.
Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г.
№ Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью, конкретизируются, дополняются рекомендациями консилиума. В случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в том числе о периоде предоставления услуги: на период адаптации, на учебную четверть, полугодие, год, на постоянной основе). Таким образом, теперь отпала необходимость сбора документов для обследования и прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения.
Данный вопрос вполне может решиться через психолого-педагогический консилиум. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку на психолого-педагогическом консилиуме. Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.
Родителям (законным представителям) необходимо учесть, в каких случаях может быть рекомендовано тьюторское сопровождение. Программа Формулировки трудовых действий тьютора Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) ФГОС ДО (от 3 до 7 лет), ФГОС НОО ОВЗ осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности ФГОС ДО (3-7 лет), ФГОС НОО ОВЗ в структуре дефекта для вариантов АООП Х.3 и Х.4; ФГОС УО; ФГОС ООО — педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; — подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; — разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) Расстройства аутистического спектра АООП 8.1 и 8.2 ФГОС НОО ОВЗ; ФГОС ООО; ФГОС СОО — индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования; — осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП АООП ФГОС ООО, ФГОС СОО — осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС НОО ОВЗ — федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС УО — федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ООО — федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования ФГОС СОО — федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. Быкова М.Б., заведующий ЦПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Тьюторское сопровождение обучающихся как условие реализации ФГОС.
статья
Тьюторское сопровождение обучающихся как условие реализации ФГОС.
Модели тьюторского сопровождения.
Одним из часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема его результатов. Важное значение приобретает такой результат образования как готовность ученика к самообразованию и самостоятельному выбору.
Школа становится для обучающегося особым образовательным проектом, который необходимо замысливать и осуществлять. ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в т.ч.: ∙ личностным, включающим обучающихся к самоопределению и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы; ∙ метапредметным – самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
Кто поможет раскрыть ребенку его потенциал? Кто в школе держит в центре внимания ребенка, особенно в средней школе?
У учителя в центре внимания предмет, у завуча – учебная работа, у классного руководителя – текущие классные дела, у школьного психолога — разрешение конфликтов между детьми, учителями и родителями, у директора – всё. В последнее время наметилось принципиальное отличие функций всех участников образовательного процесса.
Но и этих позиций недостаточно. Необходимо персональное сопровождение обучающегося, продвигающегося по сконструированному им образовательному маршруту, в процессе становления у него ответственного выбора, помощь педагога в решении самостоятельно поставленных самообразовательных задач. Это является перспективным подходом к разработке методики формирования готовности к самообразованию.
Кто же может осуществлять персональное сопровождение? В этом особая роль отводится тьюторству как педагогической технологии. Одна из проблем школьного образования — это и проблема мотивации к образованию.
Напрашивается вопрос: « Кто лучше замотивирует обучающегося?» Нет ничего более противоположного чем учитель и тьютор. Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Если иметь в виду образование как трансляцию и воспроизводство культуры в знаниевой форме, то взрослый, который обеспечивает этот процесс, называется учителем.
Если же под образованием понимать выстраивание своей образовательной траектории, то появляется специальная позиция взрослого – тьютор, который помогает осуществить эту работу. Тьюторское сопровождение предполагает не теоретический курс обучения, а организацию реальной пробной деятельности обучающегося в рамках его самообразовательной программы. В его ходе приобретается опыт, который становится предметом обсуждения с тьютором.
Роль тьюторской беседы очень важна и для самого тьютора: он должен уметь пополнять опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, 2 совершенствовать техники организации социальных ситуаций. Тьютор должен быть всесторонним человеком.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя.
· У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
· От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
Из глоссария ФГОС: «Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социальнопедагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий. Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Сегодня речь идёт, прежде всего, не столько о педагогах, работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
Само слово «тьюторство» — сопровождение — мягкое, это не формирование, не насилие над личностью.
Это тонкая работа. Участвуя в разных видах деятельности, советуясь с тьютором, ребенок сам понимает, что ему интересно, а что пока не очень.
Такие учителя попадаются и в традиционной школе. Учитель, которого ученики всю жизнь вспоминают с благодарностью, заслужил это, как правило, не тем, что научил своему предмету, а тем, что когда-то задал вопрос, затеял разговор, который чтото прояснил в жизни, помог что-то понять про себя и про мир. Интерес к этому педагогическому подходу растет.
Это неслучайно. Образовательное пространство очень сложно осваивать в одиночку, и пятиклассникам в том числе: множество учебных предметов, внеурочная деятельность, занятия в УДО, олимпиады, работа в индивидуальном образовательном проекте. Но кто уложит всю разнородную информацию, изливающуюся на ребенка?
что выбирать? что «отметать»?
И это новая роль школы в процессе реализации индивидуальных образовательных программ?
Наша школа реализует ФГОС второго поколения, где предусмотрено выполнение индивидуального образовательного проекта в 5 классе. Кажется, никакой проблемы в этом нет: выбирай тему и двигайтесь в ней. Но опыт проектной деятельности говорит о том, что, ребенку помощь необходима, он нуждается в обсуждении проблем, корректировке своего движения.
Для всего этого должны быть специальные педагоги, которые владеют способами сопровождения, обсуждения, выстраивания индивидуальной программы. Наша школа становится пространством для этого: ребенок находится здесь изо дня в день, и школа, действуя таким способом, может оказывать несравнимую помощь человеку осознавать себя, свои интересы. Практика показывает, что учитель-предметник не в силах обеспечить регулярную педагогическую поддержку.
3 Кроме этого, работа тьютора различается по ступеням обучения. На слайд Уровневая модель тьюторского сопровождения Первый уровень — начальный – предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения семей, ориентированных на поступление в первый класс и сопровождение ранней адаптации обучающихся 1-4 классов Второй уровень — сопровождение обучающихся 5-7 классов по индивидуальной образовательной траектории Особенно такой человек должен быть рядом с пятиклассником. Это период адаптации ребёнка после начальной школы, освоение нового образовательного пространства.
В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. Шире становится круг общения, младшего подростка волнует отношение других к нему и его к другим, возрастают требования к окружающим, наряду с этим развивается способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
Для большинства пятиклассников мнение учителей всё ещё является важным, но постепенно более значимыми становятся сверстники. Вот здесь и необходимо найти компромисс, помочь понять, что важен как бесценный опыт взрослых, так и положительные поступки, свежий взгляд на мир сверстников.
Третий уровень — система сопровождения профессиональной ориентации в условиях предпрофильной и профильного обучения, в реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся 8-11 классов Четвёртый уровень — организация системы работы с одарёнными детьми Пятый уровень – распространение накопленного опыта по тьюторскому сопровождению детей среди педагогов, на условиях повышения квалификации педагогических работников Слайд Помочь вырастить в себе человека со способностью к рефлексии, умеющего вырабатывать собственные взгляды и убеждения может педагог – носитель особых установок, специальных компетенций и техник.
11 нащих учителей прошли обучение на курсе
«Позиция педагога-тьютора в индивидуальном сопровождении обучающихся»
.
Сейчас лишь пробуют себя в новой для них роли. В настоящее время преподавателипредметники, сопровождающие е пятиклассника в индивидуальном образовательном проекте «перевоплощаются» из учителей в тьюторов, примеряют на себя тьюторскую позицию педагога, предметное тьюторство, позицию тьютора – навигатора, осуществляют тьюторское сопровождение развития и образования в условиях образовательного события. На слайд (не читать) В настоящее время в практике работы школ оформились и различные модели тьюторства: 4 Модели тьюторства ОУ ∙ Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия.
∙ Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной) области. ∙ Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компентенций – организация ситуации пробного действия, рефлексия способа и результата освоения, организация ситуации применения ∙ Тьютор – навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получение ресурсов для реализации своей цели ∙ Тьюторское сопровождение развития и образования в условиях образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределённости ∙ Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставлении необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организации, анализа и рефлексии (результативность самоорганизация, перспективы) ∙ Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы – проявление запроса, построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, координация при реализации, анализ результативности, проектирование следующего шага. Тьюторскую позицию вводить в школьную практику можно при соблюдении некоторых условий На слайд Рекомендации по введению тьюторства в школе ∙ Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, а только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе) ∙ Нельзя совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
∙ Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать детей в разрешении интересующих их вопросов и включаться в поиск ответов.
Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования ∙ Минимальное количество тьюторов в школе — три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты.
Это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.
Тьюторское сопровождение как современная технология
Людмила Белых Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4.2.). ФГОС начальной школы прямо упоминает тьютора и его функции.
Исходя из того, что современному педагогу начальных классов необходимо хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимися своего образовательного заказа, можно сделать вывод, что основой такого заказа должен стать познавательный интерес ребенка. В данном случае под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.
Особенность младшего школьного возраста — наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор.
Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочнения чрезвычайно сложно напрямую задать какими-то внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действий, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
Адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности.
Можно предположить более продуктивный иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверительным лицом» школьника через тьюторское сопровождение.
Обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного.
Сразу хочется отметить. Что условия, которые определяют эффективность роли педагога в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность педагога, и изучение психолого-педагогической литературы.
Передового опыта по проблеме, и знание психолого- физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого в группе.А также : направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность); осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровней развития познавательного интереса и его показателей; коррекция деятельности ученика, ее контроль и оценка; создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке; самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования.
Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология,ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов. При этом миссия педагога-тьютора (или учителя, который работает в позиции тьютора) состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.
Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной с учащимися деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации. Постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных, а в итоге — осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса, формирует качества, способствующие его реализации.
Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе: 1. диагностико-мотивационный 2. проектировочный 3.
реализационный 4. аналитический Диагностико-мотивационный этап Выявление и фиксация познавательного интереса. Естественно следует учитывать, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, может быть, в каких-то семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д. В рамках тьюторского сопровождения ставится цель : провести фиксацию познавательного интереса не единичным и случайным образом, а последовательно и обдуманно.
Результат- осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов. Используются : 1.способы работы педагога: — работа с портфолио ученика; — беседа, консультирование; — диагностика, тестирование.
1.способы работы педагога: — нахождение вопросов в представленном материале; — сужение или расширение темы; — анализ «портфолио»; — консультации по «портфолио»; — помощь в составлении карты интереса. 2.Способы работы ученика: — составление карты интереса; — сбор «портфолио»; — анализ «портфолио»; — выявление познавательного вопроса; — определение темы выступления. Реализационный этап Данный этап включает в себя организацию презентации познавательного интереса.
Суть этого этапа — представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом.
Подготовка и презентация познавательного интереса. В качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного план-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирал сам ребенок. Как вполне приемлемый вариант допускается, что дети готовят план выступления в устной форме, которые с их слов записывает педагог, по возможности не отступая от первоисточника.
Очевидно, что навыки письменной речи у учеников 2 — 3 классов развиты недостаточно, поэтому имеющаяся у ребенка информация может быть отражена в самостоятельно составленном тексте не менее полно.
В данном случае помощь учителя — тьютора позволяет избежать возможной ошибки при оценке того, на сколько продуктивно поработал ребенок в действительности.
Обратите внимание! На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающую не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.
Аналитический этап — анализ выступления Возможны несколько способов организации такого анализа.
1. из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме.
Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой.После выступления рецензента начинается коллективное обсуждения : младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих.
Этот блок с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой — словно становится началом нового технологического развертывания. Тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения. Хотелось бы также отметить, что работа тьютора не исчерпывается собственно применением технологии тьюторского сопровождения,а также включает в себя: • создание банка информациионных ресурсов подготовки и реализации работы с познавательным интересом; • доведение информации по вопросам сопровождения познавательных интересов до учителей-предметников, родителей; • составление индивидуальных договоров с родителями учащихся; • организация реализации индивидуальных договоров с родителями; • мониторинг результатов тьюторского сопровождения в начальных классах и некоторые другие обязанности.
Тьюторское сопровождение как помощь ученику в школьном процессе обучения
Александр Владимирович Чирков-Эйр Александр Чирков -Эйр Многие люди знают о таком понятии, как Тьюторское сопровождение? Что оно значит? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно будет найти ответы в моем докладе.
Под понятием Тьюторское сопровождение? подразумевается деятельность человека, направленная на помощь в обучении ученика с применением индивидуального подхода.
Другими словами — это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия ученика с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с тяжелым ребенком не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это полное право, просто дается такому ребенку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает, как связующее звено между учеником и его учителем, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширить собственные возможности.
Надо отдать должное такому специалисту, ведь это тяжелый моральный труд, который дается не каждому. Тьюторское сопровождение — это трудоемкая работа.
Какими качествами и навыками необходимо обладать для ее осуществления?
Важную роль играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и доброжелательным характером.
Тьютор может сопровождать как одного ребенка, так и целую группу детей.
И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь.
В некоторых школах и детских садах существуют такие люди, как педагоги-психологи,они-то и могут оказывать такую помощь. Волонтеры тоже рады помочь, но они не обладают теми методическими навыками, которые необходимы для осуществления тьюторства. Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования.
А нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи?
Эти вопросы очень актуальны на данный момент. Тьюторское сопровождение показывает совершенно новый педагогический подход, где ребенок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют, или проявят в отношении его грубость.
Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем, ответ очевиден. В подобной помощи очень нуждаются особые категории детей. В качестве примера можно привести Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
Это дети с различными дефектологическими,ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушениями речи, с диагнозом ДЦП. Нетрудно представить, как таким детям дается обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье.
Но в этом нет их вины. Здесь тьюторам необходимо выстраивать процесс обучения, опираясь на особенности каждого ребенка. Тьюторское сопровождение поможет таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их.
Главная задача — не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. Здесь нужно не только педагогическая и методическая помощь, но и психологическая поддержка. А как быть детям, которые передвигаются, на инвалидной коляске?
Как свое обучение получат они, если посещать школу они не могут?
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Тьютор помогает в обеспечении необходимой литературой, предоставляет необходимую информацию, осуществляет полную связь между учеником и учителем, создает максимально расширенные возможности для саморазвития и обучения ребенка. Даже если ученик отправляется на лечение или профилактический отдых в санаторий,тьютор все равно продолжает с ним взаимодействовать через различные средства связи, не покидает своего подопечного.
Важным аспектом также является и то, что тьютор организует взаимодействие не только в системе «ученик — учитель», но и «ученик — одноклассники».Тьюторское сопровождение детей с аутизмом подразумевает осуществление в несколько этапов. Необходимо оценить, какими навыками обладает ребенок, как он проявляет себя в индивидуальных занятиях и в групповых, научить следовать социальным правилам, придерживаться распорядка дня и воспринимать сенсорные раздражители.
Оценить, насколько он может взаимодействовать с другими людьми, как реагирует на просьбы и обращается за помощью сам. Дети с таким диагнозом сложнее воспринимают окружающую среду, им труднее усваивать учебный материал, но это не повод лишать их образования. В таких случаях Тьюторское сопровождение расширяет свои границы.
Тьютору нужно составить не только подробный план обучения, но и подробный план диагностики личности ребенка, а также следить за изменениями поведения подопечного в течение всего процесса обучения и взаимодействия. Без всех этих составляющих результата просто невозможно будет достичь. Обучение в школе является важным этапом в жизни каждого человека.
Отсюда начинается развитие и сборки будущей модели жизни, поэтому посещать школу так важно.
Тьюторское сопровождение детей начинается со знакомства наставника со своим подопечным.
Тьютору просто необходимо провести беседу с родителями ребенка, выяснить его сильные и слабые стороны, изучить его специфическую сторону болезни. Только после этого нужно переходить к составлению плана по сопровождению ребенка. Сам процесс взаимодействия должен строиться на модели того, что тьютор не является главным, он лишь помогает ребенку выбрать цель и достигать результатов.
Одновременно с этим специалист помогает выстраивать общение с одноклассниками и учителем. Такой ребенок, как правило, не очень контактный, и ему трудно находиться в социальной среде, но тьютор должен помочь преодолеть данные барьеры.
Тьюторское сопровождение детей группы риска очень трудная задача.
Учителя в школах относятся к таким ученикам с апатией, наказывают их, ругают, вызывая тем самым еще большие отклонения у ребенка. Часто в подобном поведении ученика обвиняют улицу и неблагополучных друзей. Однако чаще всего причины девиантного поведения кроются гораздо глубже в диагностическом формате.
Родители самостоятельно уклоняются от воспитательного процесса или выбирают агрессивную модель воспитания, что влечет за собой плохие последствия.
Разве может ребенок самостоятельно принимать правильные важные решения? Его просто толкают на то, чтобы он демонстрировал ненормальное поведение. Это своеобразный крик о помощи, который необходимо услышать.
Услышать и помочь. Тьютор же и является тем самым «спасательным кругом», выступая наставником, другом, союзником.
И такую помощь обязательно оценит ребенок из группы риска.
Зачем одаренному ребенку помощь тьютора?Ответ на этот вопрос очень прост: такие дети, как не странно, очень часто сталкиваются с непониманием учителей. И вместо того чтобы создавать для ребенка индивидуальную программу обучения, педагоги просто заваливают его задачами. При таком подходе таланты ребенка можно не только не развить, но и полностью погубить.
Тьюторское сопровождение здесь играет большую роль.
Необходимо не только налаживать отношения между учениками и учителями, но и поддерживать и помогать развивать дар ребенка.
Ведь, если происходит угнетение, то откуда же взяться развитию, если происходит высмеивание талантов, то пропадает желание быть талантливым. А ведь современное общество так сильно нуждается в одаренных детях, в их мыслях и открытиях.
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании детей является важным фактором.
В этом мы уже достаточно убедились. Обучения в специальных образовательных учреждениях является важным фактором и развито полностью. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс.
Во-первых, дети с ограничениями учатся жить в социуме. Во-вторых, обычные дети учатся взаимодействию с не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание.
А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для одних, и для других, создается тьюторское сопровождение.
Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли тьютора. Именно таким способом возможно стереть грань между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом. 2020 г.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Поделитесь в соц.сетях Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
- Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.
- Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
- Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
- Обеспечить ребенку особый школьный режим.
- Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).
2. Обеспечить социализацию ребенка.
- Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
- Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
- Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
- Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.
- Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.
- Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня
- Ведет дневник наблюдений.
- Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
- Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
- Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Самая важная книга для родителей Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями.
Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой 1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников. 3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах.
Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка.
Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.
Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора.
Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.
Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций.
Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов).
В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой. Если с ребенком трудно
- Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.
- Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.
- Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.
- Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.
- Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.
- Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.
- Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
- Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.
- Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.
Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок На уроке
- Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну».
«Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово.».
- Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.
- Использует письмо «рука в руке».
- Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.
На переменах
- Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
- Помогает ребенку решать конфликты.
- Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
- Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел.
Ему трудно (что трудно).А в остальном Саша такой же как и все. Он любит.Ему нравится.Ему интересно.»
- В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы.
Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
- Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
Логопедия. Теория и практика Смотрите также: Лариса Новицкая Психолог, коуч ICU Поделитесь в соц.сетях Сказать спасибо автору Хотите сохранить материал на будущее?